Было это более 20 лет тому назад. Жил я в ту пору в Sandy – маленьком городке, входящим в metropolitan area of Big Salt Lake City, state of Utah, USA. Юта -–мормонский штат, со своей особой историей.
Когда-то он занимал огромную территорию, на которой сейчас расположены 5 штатов, простирался вдоль Скалистых гор от Канады до Мексики и назывался "Республикой Юта". Значительное и почётное место среди занятий местного населения занимала контрабанда. Не имея учительского сертификата (а он обязателен для того, чтобы обучать несовершеннолетних в американских государственных школах), я был вынужден пробавляться, помимо всего прочего (а "прочего", в основном также связанного с преподаванием, у меня было немало) работой "учителем на подмену". Работа эта не предполагает у замещающего наличия каких-либо сведений по предмету, который ведёт заменяемый учитель, да и никакого фактически активного участия в уроке: ему нужно просто раздать приготовленные основным учителем материалы, собрать у детей тетради – да и всё. Занимаются этой малооплачиваемой работой в основном вышедшие на пенсию учителя. Небольшая прибавка к пенсии, не более того, в качестве основного заработка она не годится. Но для меня тогда она была главным источником дохода, хотя и не единственным.
Хотя я мог бы с тем же успехом заменять учителей физики, химии и английского языка, я всё же ограничился только математикой – где я всё-таки, хоть и на ломаном английском, но всё же мог чем-то и поделиться. Ровно в 5:30 утра звонил телефон и робот сообщал, где сегодня нужна замена.
По карте я должен был сориентироваться и понять, как добраться до школы. Хорошо, если это была high school – там бывало полегче, там уже почти взрослые люди, занимающиеся своими делами – мы вас не трогаем, и вы нас не трогайте. В middle school царила обычно анархия – шум, гвалт, беготня и дурдом.
Роль моя заключалась в том, чтобы не дать им поубивать друг друга, и хоть как-то контролировать эту орду. Оставлять их без присмотра взрослых в школах нельзя.
Однажды, получив назначение в одну из таких школ. я отправился туда.
Не помню, были ли это 7-ые или 8-ые классы.
Надо сказать, что в школьном расписании есть один важный период – это время ланча. Заранее весь свободный персонал школы во главе с директором выстраивается вдоль длинного коридора перед входом в столовую. Как только раздаётся звонок, возвещающий о конце урока перед началом ланча, двери всех кабинетов распахиваются и из них, как дикие звери вырываются бегущие со всех ног школьники, с криком, воплями, смехом, грохотом, расталкивая друг друга...За ними стараются поспевать учителя, стараясь их хоть как-то усмирить, построить в колонну, и в порядке, переданном по громкоговорителю, класс за классом ввести в просторный зал и рассадить по столам. Очередной урок у меня как раз проходил перед началом ланча. Сидеть и дремать за столом мне было скучно, хотя именно это от меня и ожидалось – раздал листочки с тестом, собрал их в конце в стопочку – и привет. Я решил тряхнуть стариной и провести с ними урок!
И провёл. Звенит звонок. Но задачу дорешать не успели. У доски столпились ученики, шум, споры, каждый старается высказать свои соображения, что-то друг другу доказывают, пишут мелом по доске. Проходит минута, вторая, третья...Внизу, на первом этаже гудит толпа тинэйджеров. В дверях появляется директор во главе с двумя полицейскими и грозным взглядом оглядывает происходящее. На глазах меняется в лице и у него отвисает челюсть. Что это у вас происходит?? – обращается директор то ли ко мне, то ли к спятившим школьникам. Задачку решаем, отвечаю. Не успели дорешать.
Понять директора можно - целого класса нет! Очевидно, что случилось ЧП. Ну ладно, растерянно, после долгой паузы, отвечает директор, всё ещё не веря своим глазам. Вообще-то время ланча сейчас, на всякий случай напомнил он всем нам и ретировался. В этот раз для меня всё закончилось благополучно, без административных последствий. Но бывало и по-другому.