• 1

О чем этот сайт

Об авторе

Добрый день! Меня зовут Яков Иосифович Абрамсон.

Начальную школу я закончил в Ленинграде, с 1965 в Москве, где поступил в 1966 в ФМШ №2 (ныне лицей Л2Ш им. В. Ф. Овчинникова). Окончив его в 1971, поступил в том же году на мехмат МГУ, по окончании которого в 1976 работал инженером-программистом в вычислительных центрах Министерства промышленности строительных материалов (МПСМ) СССР и Академии педагогических наук (АПН СССР).

В 1989 году моя знакомая по горным походам предложила мне вести занятия по математике в кружках детям с 7 до 12 лет по воскресеньям в МЖК «АТОМ» (в Хорошево-Мневниках). В 1991 году соучредительница только что открывшейся частной школы «Алеф» в Крылатском по рекомендации одной из мам, ребёнок которой ходил ко мне на занятия в МЖК «АТОМ», пригласила меня работать учителем математики в её школе. Я поставил условием, что работать буду исключительно по своей программе и методике, не обращая внимания на госпрограмму. В 1995 я возглавил там кафедру математики. В НОУ "Алеф" я проработал с 1991 по 1998 и с 2002 по 2009 (школа закрылась в 2010), где и разработал свою программу преподавания математики с 1 по 11-ый классы. Там, а также в разных кружках, в которых работал впоследствии, я имел дело с детьми разных способностей и возможностей, но все они, тем не менее, показывали рост в развитии по отношению к своему уровню и ожиданиям родителей.

В 2003 году начала работать школа-интернат для одарённых детей "Интеллектуал" и сразу же, в сентябре, она столкнулась с проблемой: тяжело заболела учительница математики и срочно потребовалась замена. Одна из педагогов школы, учительница французского, знавшая меня по работе с детьми, уговорила меня поработать там, совмещая с работой в школе "Алеф". Вначале мне дали базовую группу, но поскольку я продолжал и в этой школе работать по-своему (при этом я уже числился в ней в штате!), то вскоре дети, которым нужна была только базовая математика, побежали от меня в углублённую, а из углублённой группы ко мне потянулись дети, чьи амбиции превышали уровень трудности и темп, предлагаемый в их группе. Последовал вызов на ковёр к зам.директору с выговором за "переманивание", но, поскольку вскоре последовали олимпиады, на которых мои ученики показали неплохие результаты, начальство сменило гнев на милость. В следующем году я преподавал уже в углублённой группе и больше меня не беспокоили по поводу моей методики и программы до окончания моей работы в ГБОУ «Школа Интеллектуал» в 2022 году, за что я глубоко благодарен заведующим кафедрой математики Д.Э. Шнолю и А.И. Сгибневу.

В "Интеллектуале", где дети были отобраны и в школу, и ко мне в группы по высокому конкурсу, я адаптировал программу для детей с высокой мотивацией и повышенными способностями. С 2012 по 2017 подготовил несколько педагогов для работы по своей методике в кружках детского центра «Маяк».

С 2018 по настоящее время сотрудничаю с семейным центром «Чуланчик», с 2019 по настоящее время веду мастер-классы в ОЧУ «Школа Сотрудничества».

Веду занятия как в очном, так и в онлайн формате.

Выпустил несколько учебников и пособий, написал несколько статей. Методика базируется на принципах теории П.Я.Гальперина.

Под редакцией и при активном участии автора выходит онлайн версия курса для широкого круга пользователей, желающих изучать курс самостоятельно, в удобное для себя время и в удобном для себя темпе. К настоящему времени вышли занятия за первые два года обучения, в работе занятия за третий год обучения в соответствии с учебниками автора.


Как пришла мысль о преподавании

Дедушка мой, Гальперин Пётр Яковлевич, в семье которого я проживал с 1965 по 1988, был известным советским психологом, основателем, в частности, теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУДП). В доме бывали и другие видные советские психологи, такие как Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Нина Фёдоровна Талызина, Людмила Васильевна Обухова, Николай Николаевич Нечаев, Андрей Ильич Подольский и другие. Слушая их разговоры, в частности, о преподавании, невольно задумывался об этом и сам, что-то постепенно откладывалось в памяти. Не говоря уж о том, что в своём раннем, особенно дошкольном возрасте, я и сам зачастую становился объектом педагогических экспериментов.

Позже, уже учась в математической школе и, особенно, на математическом факультете, обращал внимание на то, как плохо состыкованы между собой начальная и средняя школа, средняя и старшая школа, школьная и высшая математика. Подробно об этом можно прочитать в статьях.

Всё это и послужило толчком к изменению жизненной траектории и в уже зрелом возрасте переходе от работы программистом к работе учителем.

В своей деятельности по построению новой программы, альтернативной текущей государственной программе обучения математике, в методике её преподавания, я следовал концепции своего выдающегося дедушки, примерам построения основ ориентировочной деятельности в других предметных областях его аспирантов и психологов его школы, стараясь преподавать по третьему типу обучения, при котором алгоритмы решаемых задач строятся под руководством учителя самими обучающимися.


Миссия, цели

Детство – значительная часть жизни человека, и она не может рассматриваться в качестве только подготовки к «настоящей», взрослой жизни. Она должна быть прожита интересно, качественно, полноценно. Необходимым условием для этого должна стать плодотворная, творческая, развивающая учебная деятельность.

В школу, в первый класс, дети чаще всего приходят любознательными, с широко раскрытыми к окружающему их миру глазами, готовыми к познавательному процессу во всех областях науки, искусств и ремёсел. Задача педагогов и образовательных институтов – не убить в них эту любознательность, сохранить этот живой интерес, стимулировать творчество, любопытство и стремление к самостоятельности, экспериментированию. Обучение по третьему типу теории ТПФУДП как раз и предназначено для достижения этих целей. Это первая и главная цель методики, предназначенная для всех обучающихся по ней, расширение зоны ближайшего развития через постоянные интеллектуальные усилия.

Часть детей опережает возрастные нормы развития, проявляет повышенный интерес и способности к математике. Им нужна более интенсивная программа, больше материала, более трудные задачи. Объединённые вместе, они не только достигают больших результатов в обучении, но и получают более комфортную в психологическом плане среду, где в совместной деятельности они учатся не только у педагога, но и друг у друга, причём чем дальше, тем больше. Детей таких гораздо больше, чем обучается в настоящее время в математических школах, причём особенно остро проблема эта стоит в начальной школе, где математических школ, в общем-то, нет.

Данная методика отвечает потребностям и этой важной категории детей.


Кому адресована методика и программа

  • Как было отмечено выше, во-первых, детям, чьи возможности позволяют им проходить изучение математики более интенсивно, с опережением, и, главное, более глубоко, развиваясь быстрее и при этом сохраняя интерес к предмету.
  • Во-вторых, особенно это касается тех, кто, занимаясь по предлагаемому онлайн курсу или с преподавателем по учебникам, предпочитает заниматься самостоятельно, в удобном и подходящем для себя темпе, хочет расширить свои знания, ибо материал для занятий далеко выходит за рамки, очерченные ФГОС для начальной и, в отдельных вопросах, даже средней школы уже в самые первые три года обучения по данной программе. Этот курс, в отличие от моих уроков в школе "Интеллектуал",  уже не ориентирован на детей с повышенными способностями, он рассчитан на самую широкую детскую аудиторию.
  • В-третьих, этот курс адресован родителям, заинтересованным в развитии математического мышления своих детей. Программа не заторможена многократными повторениями тривиальных упражнений, не ограничена школьными учебниками, ориентированными больше на запоминание, чем на размышление. В данном курсе с самого начала ребёнку даётся возможность ознакомиться с широким кругом основных математических понятий, к которым затем, следуя этой программе, он раз за разом возвращается, углубляя их понимание, расширяя области их применения.
  • В-четвёртых, этот курс адресован педагогам, позволяя им обучать детей по-новому, не преодолевая их отторжение, а, наоборот, удовлетворяя их естественное любопытство, вместе с ними открывая новый для них (и, в некоторых случаях, и для себя самих!) мир математики. Кстати, это и хорошее средство от выгорания! На мой взгляд, педагогу просто необходимо читать книги и журналы по математике, хотя бы и научно-популярные, решать самому задачи, посещать семинары учителей, такие, как например, многолетний действующий в Москве семинар А.Д. Блинкова в МЦНМО и выездной майский семинар того же замечательного педагога и организатора, знакомиться с разными подходами, программами и методиками преподавания, одна из которых представлена на данном сайте. Это необходимо не только для поддержания формы и повышения собственной квалификации, но и для психологического и душевного равновесия, для сохранения энергетического баланса в своей столь затратной по расходу нервной энергии работе.

Путеводитель по сайту

В этом разделе познакомим читателя с картой сайта, содержанием его разделов и рубрик. 

  • На главной странице, 0.1, на которой вы сейчас находитесь, имеются ещё следующие рубрики:
    • 0.1.1. Основы методики, где более подробно описана методика и программа. В подразделе 0.1.1.1 даётся список опубликованных учебников и учебных пособий с описаниями, в подразделе 0.1.1.2 помещён список моих публикаций,в подразделе 0.1.1.3 – интервью со мной.
    • 0.1.2. содержит отзывы учеников и их родителей о программе и методике.
    • 0.1.3. Здесь помещена таблица с успехами моих учеников на математических олимпиадах по математике за время моей работы в школе "Интеллектуал".
    • 0.1.4. На перемене  - разные материалы, показавшиеся мне интересными (например, интервью с известными педагогами, математиками) а также забавные (с точки зрения автора) сюжеты.
      • Соответствующие материалы помещены в подразделы 0.1.4.1 Советую почитать и 0.1.4.3 Советую посмотреть.
      • Истории, не имеющие подчас никакого отношения ни к математике, ни к педагогике, а призванные дать возможность отдохнуть и улыбнуться, сделать перерыв в серьёзных занятиях расположены в подразделе 0.1.4.2 На досуге. Важно для всех, а для учителей – особенно!
  • 0.2. Раздел Занятия содержит следующие главы:
    • Подраздел 0.2.1 содержит описание онлайн курса для самостоятельных занятий.
    • Подраздел 0.2.2 - описание занятий, проводимых мною дистанционно, в ZOOM,
    • Подраздел 0.2.3 - описание занятий, проводимых мною очно.
    • Подраздел 0.2.4 содержит и информацию об интенсивных обучающих экспресс-курсах для преподавателей по данной методике и программе (в рамках первых двух лет обучения), проходящих онлайн в конце учебного года. В нём, в свою очередь, содержатся также два подраздела, а именно,
      • 0.2.4.1 – примеры разборов задач по геометрии, дающие представление об используемых приёмах ведения урока.
      • 0.2.4.2 Некоторые сюжеты, встретившимися в практике работы, разные истории, случившиеся во время уроков.
  • 0.3. Раздел Новости содержит текущие новости и архив прежних новостей.
  • 0.4. Раздел Преподаватели содержит описание общих требований к кандидатам на обучение по данной методике, к стажёрам и учителям,
    • в подразделе 0.4.1 находится список и резюме Стажёров,
    • в подразделе 0.4.2 находится список и резюме Учителей, обученных и преподающих по данной методике.
      • Там же можно, в разделе 0.4.2.1 можно найти и страничку "Дверца в Математику", которую ведёт одна из первых обученных данной методике педагогов, Сорокина Светлана Юрьевна.
  • 0.5 Здесь находится информация о проф. П.Я. Гальперине со ссылками на работы как самого проф. П. Я. Гальперина, так и на публикации о нём и его теории ПФУДП.
  • Фрагменты различных уроков можно посмотреть на Ютюб-канале

Контакты

  1. Вопросы по сайту, отзывы о методике и программе можно присылать по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
  2. По поводу занятий, приобретения доступа к онлайн курсу, записи на курсы для преподавателей, а также приобретения учебников обращайтесь по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Однако, она упорно трудилась, была очень старательной и, что называется, "грызла гранит науки". Некоторые, более шустрые дети над ней подшучивали, посмеивались и, несмотря на мои увещевания, всё продолжалось. Видимого качественного изменения ситуации не наблюдалось, хотя как мне казалось, прошло уже достаточно времени – три года! Прогресс, разумеется, был и прогресс огромный, но он был лишь по отношению к уровню понимания самой этой девочки, относительно её самой. Другие-то тоже в это время на месте не стояли, тоже быстро прогрессировали, и потому положение девочки внутри самой группы не менялось – она по-прежнему последней понимала решение задач, с трудом находила путь к решению, в то время как её одногруппники уже давно всё поняли.

И после 8-го класса я подошёл к ней и спросил – а не лучше ли ей прекратить эти мучения и перейти в менее "спортивную", хотя тоже углублённую группу, в том же "Интеллектуале"? Прямо признал, что меня беспокоит её психическое состояние в связи с отношением к ней некоторых её одногруппников. Она послушалась и ушла, вскоре затем ушла и из школы, и следы её потерялись в тумане времени. С тех пор я её не видел и не слышал. Прошло много лет. И вот уже от других моих бывших учеников узнаю, что она осталась в математике, и продолжает, окончив соответствующий профилю ВУЗ, ей заниматься! В то время как один из самых ярких её одногруппников, безусловно, очень талантливый, призёр олимпиад по математике, победитель международной олимпиады по информатике, закончив московский мехмат, защитив диссертацию, тем не менее, математикой заниматься перестал, став успешным и высокооплачиваемым IT- специалистом.

Так что это – хороший урок мне и тем, кто прочтёт этот рассказ. Не стоит спешить с выводами, делать суждения, основываясь даже на многолетних наблюдениях за успехами детей в школе. Мотивированность оказывается более важным фактором в долговременном плане, чем скорость мышления и способности в раннем возрасте к восприятию абстрактных понятий.