• 1

О чем этот сайт

Об авторе

Добрый день! Меня зовут Яков Иосифович Абрамсон.

Начальную школу я закончил в Ленинграде, с 1965 в Москве, где поступил в 1966 в ФМШ №2 (ныне лицей Л2Ш им. В. Ф. Овчинникова). Окончив его в 1971, поступил в том же году на мехмат МГУ, по окончании которого в 1976 работал инженером-программистом в вычислительных центрах Министерства промышленности строительных материалов (МПСМ) СССР и Академии педагогических наук (АПН СССР).

В 1989 году моя знакомая по горным походам предложила мне вести занятия по математике в кружках детям с 7 до 12 лет по воскресеньям в МЖК «АТОМ» (в Хорошево-Мневниках). В 1991 году соучредительница только что открывшейся частной школы «Алеф» в Крылатском по рекомендации одной из мам, ребёнок которой ходил ко мне на занятия в МЖК «АТОМ», пригласила меня работать учителем математики в её школе. Я поставил условием, что работать буду исключительно по своей программе и методике, не обращая внимания на госпрограмму. В 1995 я возглавил там кафедру математики. В НОУ "Алеф" я проработал с 1991 по 1998 и с 2002 по 2009 (школа закрылась в 2010), где и разработал свою программу преподавания математики с 1 по 11-ый классы. Там, а также в разных кружках, в которых работал впоследствии, я имел дело с детьми разных способностей и возможностей, но все они, тем не менее, показывали рост в развитии по отношению к своему уровню и ожиданиям родителей.

В 2003 году начала работать школа-интернат для одарённых детей "Интеллектуал" и сразу же, в сентябре, она столкнулась с проблемой: тяжело заболела учительница математики и срочно потребовалась замена. Одна из педагогов школы, учительница французского, знавшая меня по работе с детьми, уговорила меня поработать там, совмещая с работой в школе "Алеф". Вначале мне дали базовую группу, но поскольку я продолжал и в этой школе работать по-своему (при этом я уже числился в ней в штате!), то вскоре дети, которым нужна была только базовая математика, побежали от меня в углублённую, а из углублённой группы ко мне потянулись дети, чьи амбиции превышали уровень трудности и темп, предлагаемый в их группе. Последовал вызов на ковёр к зам.директору с выговором за "переманивание", но, поскольку вскоре последовали олимпиады, на которых мои ученики показали неплохие результаты, начальство сменило гнев на милость. В следующем году я преподавал уже в углублённой группе и больше меня не беспокоили по поводу моей методики и программы до окончания моей работы в ГБОУ «Школа Интеллектуал» в 2022 году, за что я глубоко благодарен заведующим кафедрой математики Д.Э. Шнолю и А.И. Сгибневу.

В "Интеллектуале", где дети были отобраны и в школу, и ко мне в группы по высокому конкурсу, я адаптировал программу для детей с высокой мотивацией и повышенными способностями. С 2012 по 2017 подготовил несколько педагогов для работы по своей методике в кружках детского центра «Маяк».

С 2018 по настоящее время сотрудничаю с семейным центром «Чуланчик», с 2019 по настоящее время веду мастер-классы в ОЧУ «Школа Сотрудничества».

Веду занятия как в очном, так и в онлайн формате.

Выпустил несколько учебников и пособий, написал несколько статей. Методика базируется на принципах теории П.Я.Гальперина.

Под редакцией и при активном участии автора выходит онлайн версия курса для широкого круга пользователей, желающих изучать курс самостоятельно, в удобное для себя время и в удобном для себя темпе. К настоящему времени вышли занятия за первые два года обучения, в работе занятия за третий год обучения в соответствии с учебниками автора.


Как пришла мысль о преподавании

Дедушка мой, Гальперин Пётр Яковлевич, в семье которого я проживал с 1965 по 1988, был известным советским психологом, основателем, в частности, теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУДП). В доме бывали и другие видные советские психологи, такие как Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Нина Фёдоровна Талызина, Людмила Васильевна Обухова, Николай Николаевич Нечаев, Андрей Ильич Подольский и другие. Слушая их разговоры, в частности, о преподавании, невольно задумывался об этом и сам, что-то постепенно откладывалось в памяти. Не говоря уж о том, что в своём раннем, особенно дошкольном возрасте, я и сам зачастую становился объектом педагогических экспериментов.

Позже, уже учась в математической школе и, особенно, на математическом факультете, обращал внимание на то, как плохо состыкованы между собой начальная и средняя школа, средняя и старшая школа, школьная и высшая математика. Подробно об этом можно прочитать в статьях.

Всё это и послужило толчком к изменению жизненной траектории и в уже зрелом возрасте переходе от работы программистом к работе учителем.

В своей деятельности по построению новой программы, альтернативной текущей государственной программе обучения математике, в методике её преподавания, я следовал концепции своего выдающегося дедушки, примерам построения основ ориентировочной деятельности в других предметных областях его аспирантов и психологов его школы, стараясь преподавать по третьему типу обучения, при котором алгоритмы решаемых задач строятся под руководством учителя самими обучающимися.


Миссия, цели

Детство – значительная часть жизни человека, и она не может рассматриваться в качестве только подготовки к «настоящей», взрослой жизни. Она должна быть прожита интересно, качественно, полноценно. Необходимым условием для этого должна стать плодотворная, творческая, развивающая учебная деятельность.

В школу, в первый класс, дети чаще всего приходят любознательными, с широко раскрытыми к окружающему их миру глазами, готовыми к познавательному процессу во всех областях науки, искусств и ремёсел. Задача педагогов и образовательных институтов – не убить в них эту любознательность, сохранить этот живой интерес, стимулировать творчество, любопытство и стремление к самостоятельности, экспериментированию. Обучение по третьему типу теории ТПФУДП как раз и предназначено для достижения этих целей. Это первая и главная цель методики, предназначенная для всех обучающихся по ней, расширение зоны ближайшего развития через постоянные интеллектуальные усилия.

Часть детей опережает возрастные нормы развития, проявляет повышенный интерес и способности к математике. Им нужна более интенсивная программа, больше материала, более трудные задачи. Объединённые вместе, они не только достигают больших результатов в обучении, но и получают более комфортную в психологическом плане среду, где в совместной деятельности они учатся не только у педагога, но и друг у друга, причём чем дальше, тем больше. Детей таких гораздо больше, чем обучается в настоящее время в математических школах, причём особенно остро проблема эта стоит в начальной школе, где математических школ, в общем-то, нет.

Данная методика отвечает потребностям и этой важной категории детей.


Кому адресована методика и программа

  • Как было отмечено выше, во-первых, детям, чьи возможности позволяют им проходить изучение математики более интенсивно, с опережением, и, главное, более глубоко, развиваясь быстрее и при этом сохраняя интерес к предмету.
  • Во-вторых, особенно это касается тех, кто, занимаясь по предлагаемому онлайн курсу или с преподавателем по учебникам, предпочитает заниматься самостоятельно, в удобном и подходящем для себя темпе, хочет расширить свои знания, ибо материал для занятий далеко выходит за рамки, очерченные ФГОС для начальной и, в отдельных вопросах, даже средней школы уже в самые первые три года обучения по данной программе. Этот курс, в отличие от моих уроков в школе "Интеллектуал",  уже не ориентирован на детей с повышенными способностями, он рассчитан на самую широкую детскую аудиторию.
  • В-третьих, этот курс адресован родителям, заинтересованным в развитии математического мышления своих детей. Программа не заторможена многократными повторениями тривиальных упражнений, не ограничена школьными учебниками, ориентированными больше на запоминание, чем на размышление. В данном курсе с самого начала ребёнку даётся возможность ознакомиться с широким кругом основных математических понятий, к которым затем, следуя этой программе, он раз за разом возвращается, углубляя их понимание, расширяя области их применения.
  • В-четвёртых, этот курс адресован педагогам, позволяя им обучать детей по-новому, не преодолевая их отторжение, а, наоборот, удовлетворяя их естественное любопытство, вместе с ними открывая новый для них (и, в некоторых случаях, и для себя самих!) мир математики. Кстати, это и хорошее средство от выгорания! На мой взгляд, педагогу просто необходимо читать книги и журналы по математике, хотя бы и научно-популярные, решать самому задачи, посещать семинары учителей, такие, как например, многолетний действующий в Москве семинар А.Д. Блинкова в МЦНМО и выездной майский семинар того же замечательного педагога и организатора, знакомиться с разными подходами, программами и методиками преподавания, одна из которых представлена на данном сайте. Это необходимо не только для поддержания формы и повышения собственной квалификации, но и для психологического и душевного равновесия, для сохранения энергетического баланса в своей столь затратной по расходу нервной энергии работе.

Путеводитель по сайту

В этом разделе познакомим читателя с картой сайта, содержанием его разделов и рубрик. 

  • На главной странице, 0.1, на которой вы сейчас находитесь, имеются ещё следующие рубрики:
    • 0.1.1. Основы методики, где более подробно описана методика и программа. В подразделе 0.1.1.1 даётся список опубликованных учебников и учебных пособий с описаниями, в подразделе 0.1.1.2 помещён список моих публикаций,в подразделе 0.1.1.3 – интервью со мной.
    • 0.1.2. содержит отзывы учеников и их родителей о программе и методике.
    • 0.1.3. Здесь помещена таблица с успехами моих учеников на математических олимпиадах по математике за время моей работы в школе "Интеллектуал".
    • 0.1.4. На перемене  - разные материалы, показавшиеся мне интересными (например, интервью с известными педагогами, математиками) а также забавные (с точки зрения автора) сюжеты.
      • Соответствующие материалы помещены в подразделы 0.1.4.1 Советую почитать и 0.1.4.3 Советую посмотреть.
      • Истории, не имеющие подчас никакого отношения ни к математике, ни к педагогике, а призванные дать возможность отдохнуть и улыбнуться, сделать перерыв в серьёзных занятиях расположены в подразделе 0.1.4.2 На досуге. Важно для всех, а для учителей – особенно!
  • 0.2. Раздел Занятия содержит следующие главы:
    • Подраздел 0.2.1 содержит описание онлайн курса для самостоятельных занятий.
    • Подраздел 0.2.2 - описание занятий, проводимых мною дистанционно, в ZOOM,
    • Подраздел 0.2.3 - описание занятий, проводимых мною очно.
    • Подраздел 0.2.4 содержит и информацию об интенсивных обучающих экспресс-курсах для преподавателей по данной методике и программе (в рамках первых двух лет обучения), проходящих онлайн в конце учебного года. В нём, в свою очередь, содержатся также два подраздела, а именно,
      • 0.2.4.1 – примеры разборов задач по геометрии, дающие представление об используемых приёмах ведения урока.
      • 0.2.4.2 Некоторые сюжеты, встретившимися в практике работы, разные истории, случившиеся во время уроков.
  • 0.3. Раздел Новости содержит текущие новости и архив прежних новостей.
  • 0.4. Раздел Преподаватели содержит описание общих требований к кандидатам на обучение по данной методике, к стажёрам и учителям,
    • в подразделе 0.4.1 находится список и резюме Стажёров,
    • в подразделе 0.4.2 находится список и резюме Учителей, обученных и преподающих по данной методике.
      • Там же можно, в разделе 0.4.2.1 можно найти и страничку "Дверца в Математику", которую ведёт одна из первых обученных данной методике педагогов, Сорокина Светлана Юрьевна.
  • 0.5 Здесь находится информация о проф. П.Я. Гальперине со ссылками на работы как самого проф. П. Я. Гальперина, так и на публикации о нём и его теории ПФУДП.
  • Фрагменты различных уроков можно посмотреть на Ютюб-канале

Контакты

  1. Вопросы по сайту, отзывы о методике и программе можно присылать по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
  2. По поводу занятий, приобретения доступа к онлайн курсу, записи на курсы для преподавателей, а также приобретения учебников обращайтесь по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Вот что интересного было на неделе.

1. Решаем с 3-4 классом задачу с малого мехмата: "В инкубаторе лежало 21 яйцо. Из некоторых вылупились утята, а из остальных — утконосы, причём ног и у тех, и у других оказалось поровну. Сколько вылупилось утят и сколько утконосов?"

Показываю картинку утконоса, вот он какой - 4 ноги. Часто по крайней-мере кто-то один в группе сходу догадывается: "Утконосов должно быть в 2 раза меньше, чем утят!"

Но что делать дальше - не знают. Первая реакция практически всех детей: "А как решать? 21 ведь на 2 не делится?"

Спрашиваю: "А почему должно делиться?"

И стандартный ответ: "ПОТОМУ ЧТО В 2 РАЗА МЕНЬШЕ"

Предлагаю им решить такую же задачу, но с маленькими числами: если в инкубаторе 3 яйца, 9 яиц. Рисуют, "превращают" их в утят и утконосов, всё легко получается. Замечают, что 3 и 9 тоже не делятся на 2. Догадываются, что в каждой тройке легко сделать одинаковое количество ног. А 21 яйцо легко разделить на тройки и понять сколько таких троек будет: утка-утка-утконос :) "

Теперь эту задачу можно решить, даже если в инкубаторе 1200 яиц!"

2. Еще задача: "Заяц весит на 3 кг больше кролика. 2 зайца весят столько, сколько 5 кроликов. Сколько весит заяц? А кролик?"

3-4-классники массово начинают с метода "известного английского математика Подбора". Я пытаюсь остановить: "А вдруг ответ - это вовсе не целое количество килограммов? может там 2 кг 385 граммов?"

Самые серьезные дети пишут систему уравнений и пытаются её решить, но не понимают как.

А один 6-летний мальчик взял кубики (мы "играли" в эту задачу): большие - для зайцев, маленькие для кроликов, и брусочки - для гири в 3 кг. Заменил каждого зайца на вторых весах на кролика и брусочек, убрал с каждой чаши весов по 2 кролика (понимая, что равновесие при этом останется) и понял, кто сколько весит.

Рассказываю эту историю (без подробностей) 3-4-классникам. Но и они не лыком шиты: "Раз 6-летка сделал, то кролик точно весит целое количество килограммов и мы сейчас подберём" :)

Опять пришлось убеждать не подбирать, а проделать все эти замены, пусть и без кубиков, на рисунке. Сделали, порадовались.

3. Однажды в одной задаче пришлось 3-классникам полтора умножить на десять. А они и дроби-то еще не проходили, а тем более действия с ними. Что такое полтора все представляют, а как его умножить на 10 - смутно. Каждый своим методом делал, кто как может, ошибались, и 10, и 12 получали.

В итоге один мальчик совершил "научное открытие": "Я придумал как! Полтора умножить на 10 - это десять раз взять по полтора (яблока, например). Значит будет 10 целых яблок и еще 10 половинок, а это еще пять яблок."