И даже в полночь много букв о работе :)
А какой у ваших детей любимый школьный предмет? Вот у моего сына-третьеклассника - циркуль!
Вот что интересного было на неделе.
1. Решаем с 3-4 классом задачу с малого мехмата: "В инкубаторе лежало 21 яйцо. Из некоторых вылупились утята, а из остальных — утконосы, причём ног и у тех, и у других оказалось поровну. Сколько вылупилось утят и сколько утконосов?"
Показываю картинку утконоса, вот он какой - 4 ноги. Часто по крайней-мере кто-то один в группе сходу догадывается: "Утконосов должно быть в 2 раза меньше, чем утят!"
Но что делать дальше - не знают. Первая реакция практически всех детей: "А как решать? 21 ведь на 2 не делится?"
Спрашиваю: "А почему должно делиться?"
И стандартный ответ: "ПОТОМУ ЧТО В 2 РАЗА МЕНЬШЕ"
Предлагаю им решить такую же задачу, но с маленькими числами: если в инкубаторе 3 яйца, 9 яиц. Рисуют, "превращают" их в утят и утконосов, всё легко получается. Замечают, что 3 и 9 тоже не делятся на 2. Догадываются, что в каждой тройке легко сделать одинаковое количество ног. А 21 яйцо легко разделить на тройки и понять сколько таких троек будет: утка-утка-утконос :) "
Теперь эту задачу можно решить, даже если в инкубаторе 1200 яиц!"
2. Еще задача: "Заяц весит на 3 кг больше кролика. 2 зайца весят столько, сколько 5 кроликов. Сколько весит заяц? А кролик?"
3-4-классники массово начинают с метода "известного английского математика Подбора". Я пытаюсь остановить: "А вдруг ответ - это вовсе не целое количество килограммов? может там 2 кг 385 граммов?"
Самые серьезные дети пишут систему уравнений и пытаются её решить, но не понимают как.
А один 6-летний мальчик взял кубики (мы "играли" в эту задачу): большие - для зайцев, маленькие для кроликов, и брусочки - для гири в 3 кг. Заменил каждого зайца на вторых весах на кролика и брусочек, убрал с каждой чаши весов по 2 кролика (понимая, что равновесие при этом останется) и понял, кто сколько весит.
Рассказываю эту историю (без подробностей) 3-4-классникам. Но и они не лыком шиты: "Раз 6-летка сделал, то кролик точно весит целое количество килограммов и мы сейчас подберём" :)
Опять пришлось убеждать не подбирать, а проделать все эти замены, пусть и без кубиков, на рисунке. Сделали, порадовались.
3. Однажды в одной задаче пришлось 3-классникам полтора умножить на десять. А они и дроби-то еще не проходили, а тем более действия с ними. Что такое полтора все представляют, а как его умножить на 10 - смутно. Каждый своим методом делал, кто как может, ошибались, и 10, и 12 получали.
В итоге один мальчик совершил "научное открытие": "Я придумал как! Полтора умножить на 10 - это десять раз взять по полтора (яблока, например). Значит будет 10 целых яблок и еще 10 половинок, а это еще пять яблок."