Много лет назад, работая в школе «Интеллектуал» я принял очередную группу 6-классников.

Вернее, к тем 5-классникам, с которыми я занимался к этому времени уже год, добавились поступившие в школу в 6-ой класс новички. "Старожилы", конечно, на старте имели преимущество, к тому же дети ведь и от природы все разные, развиваются с разной скоростью, отличаются по скорости мышления и по многим другим когнитивным параметрам, в том числе и по способностям к самой математике. Одна девочка явно запаздывала, видно было, что обучение по моей программе даётся ей с трудом.

Однако, она упорно трудилась, была очень старательной и, что называется, "грызла гранит науки". Некоторые, более шустрые дети над ней подшучивали, посмеивались и, несмотря на мои увещевания, всё продолжалось. Видимого качественного изменения ситуации не наблюдалось, хотя как мне казалось, прошло уже достаточно времени – три года! Прогресс, разумеется, был и прогресс огромный, но он был лишь по отношению к уровню понимания самой этой девочки, относительно её самой. Другие-то тоже в это время на месте не стояли, тоже быстро прогрессировали, и потому положение девочки внутри самой группы не менялось – она по-прежнему последней понимала решение задач, с трудом находила путь к решению, в то время как её одногруппники уже давно всё поняли.

И после 8-го класса я подошёл к ней и спросил – а не лучше ли ей прекратить эти мучения и перейти в менее "спортивную", хотя тоже углублённую группу, в том же "Интеллектуале"? Прямо признал, что меня беспокоит её психическое состояние в связи с отношением к ней некоторых её одногруппников. Она послушалась и ушла, вскоре затем ушла и из школы, и следы её потерялись в тумане времени. С тех пор я её не видел и не слышал. Прошло много лет. И вот уже от других моих бывших учеников узнаю, что она осталась в математике, и продолжает, окончив соответствующий профилю ВУЗ, ей заниматься! В то время как один из самых ярких её одногруппников, безусловно, очень талантливый, призёр олимпиад по математике, победитель международной олимпиады по информатике, закончив московский мехмат, защитив диссертацию, тем не менее, математикой заниматься перестал, став успешным и высокооплачиваемым IT- специалистом.

Так что это – хороший урок мне и тем, кто прочтёт этот рассказ. Не стоит спешить с выводами, делать суждения, основываясь даже на многолетних наблюдениях за успехами детей в школе. Мотивированность оказывается более важным фактором в долговременном плане, чем скорость мышления и способности в раннем возрасте к восприятию абстрактных понятий.